09:06, 12 Декабря 2012

Хороший сайт, плохой сайт (чем хороший дизайн отличается от плохого)

09:06, 12 ДЕКАБРЯ
Good design, bad design

Представим себе Заказчика. Заказчика веб-сайта. Представим себе, что у Заказчика есть некоторые пожелания к дизайну веб-сайта, что для него создается. Исполнитель, т.е. веб-дизайнерская (или веб-девелоперская) компания, создают Красивый Макет — стильный, профессиональный.

Параллельно из ниоткуда появляется Макет, Который Нравится Заказчику. Откуда он взялся — неважно. Скорее всего кто-то нарисовал раньше, или сын директора намучал в Ворде. В Макете, Который Нравится Заказчику — здоровенные красные буквы на полэкрана. Фон пестрит картинками, и все это ярко двигается, мигает, ездит. Музычка играет. Весело, короче!
Профессиональный же макет — пастельный, мягкий, буковки серые на белом фоне. Если что-то и двигается — так это логотип переливается. Скукота, в общем.

Когда стойкие менеджеры веб-дизайнерской компании приходят в себя после инфаркта от увиденного макета и предложения его использовать, они, естественно, объясняют Заказчику, что данный макет подлежит захоронению вместе с ядерными отходами.
Тем не менее, Заказчик настаивает. Ведь он никогда не видел веба и не пользовался интернетом. Он не знает, какой должен быть сайт, и почему буквы обязательно должны быть на белом фоне. Юзабилити (удобство использования) для него — пустой звук, ведь он построил бизнес и точно знает, что делать дальше. Сайт Заказчик создает, «шоб был», а ко всем вопросам он привык подходить с определенным лекалом, наработанным из реальной жизни.

Чтобы проверить свою точку зрения и принять «правильное» решение, Заказчик делает мини-опрос среди коллег и друзей с целью выяснить «какой дизайн лучше». Естественно, такие же безграмотные и безвкусные (с точки зрения веб-дизайна) коллеги и друзья выбирают яркий макет, а не действительно грамотный.
Как результат, у Заказчика появляется «объективная картина» — непрофессиональный макет лучше. Убойным аргументом с его стороны является также вот такой: «Ну мне же должен нравиться мой сайт!». Он не понимает, что сайт должен нравиться не ему, а посетителям.
Кроме того, поскольку советские люди в массе своей также не обладают вкусом и не умеют сравнивать между собой художественные решения, то и посетителям веб-сайта этот макет, в принципе, подойдет.

Тогда вопрос:
Если макет-страшилка устраивает всех: и Заказчика, и его сотрудников, и посетителей, то зачем тогда вообще нужен профессиональный дизайн?

Я особо хочу отметить один момент. Дизайн — это не вопрос субъективных оценок, и никогда им не был.

:) или :(

Концепция «на вкус и цвет товарищей нет» здесь не совершенно не катит. В дизайне есть свои законы (эргономики, юзабилити, композиции, сочетания цветов) и ограничения. Законы эти не из пальца высосаны, а представляют собой следствие долгих (сотен!!) лет изучения механизмов восприятия информации человеком. Например, точку в конце второго предложения перед этим абзацем (выделенного жирным) вы просто не увидели бы, будь она набрана обычным, а не полужирным начертанием. А это надо знать.

Итак, поскольку такой расклад отношений с Заказчиком достаточно популярен, то ныне высококлассные компании-разработчики оберегают себя от подобных ситуаций. Они не позволяют Заказчику принимать участие в разработке дизайна. Мы профессионалы, наша задача — сделать хороший сайт. Вы нам доверяете, а иначе — никак.
Подобные «совковые» пожелания Заказчиков — это, кстати, одна из причин, почему стоимость разработки веб-сайта здесь пока еще высока для малого бизнеса. Цена является хорошей защитой от подобного творчества. Заказчик, заплативший высокую цену, пропорционально ценит мнение того, кому эта цена уплачена.

Правильным же поведением потребителя я называю такое, когда целью Заказчика стоит не самоудовлетворение, а создание действительно эффективного сайта, направленного на результат. Тогда Заказчик не будет компостировать мозги разработчику. Он выберет компанию-подрядчика и поручит ей выполнение этой задачи. Кроме того, у результативных людей, как правило, просто нет времени заниматься непродуктивным препирательством. В крайнем случае он просто поручит задачу другой компании, дизайн которой ему больше нравится.
Слава Богу, правильных Заказчиков больше! Работать с ними — одно удовольствие. Будьте правильными :)

По материалам сайта egorfine.com.

В продолжение темы: философия великолепного дизайна.

Читайте также

Мониторинг и поддержка 24/7
14:10, 1 Июня
У вашего сайта нет выходных и перерывов на обед. 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, каждую минуту он должен работать. Даже полчаса недоступности ресурса приносят реальные убытки и подрывают доверие к компании.

Как быть уверенным в непрерывной работоспособности сайта? У нас есть решение! Читать далее
Студии ONEWAY 11 лет!
08:55, 3 Марта
5 день недели, 3 день весны, 11 День рождения нашей Студии!

За прошедший год мы успели поработать над интересными проектами с именитыми партнёрами, пополнить нашу команду новыми талантами, занять достойные позиции в рейтингах и получить несколько престижных наград. Читать далее
8 год подряд лидируем в продажах по СЗФО
17:52, 14 Февраля
В конце января на партнёрской конференции компания "1С-Битрикс" подвела итоги 2016 года. Читать далее