08:54, 27 Августа 2010

Правильный цикл разработки веб-проекта

08:54, 27 АВГУСТА

Очень часто к нам обращаются компании с вопросом «Сколько стоит сайт»?

Я, как правило, переспрашиваю, какой сайт нужен. В ответ слышу: «Ну, сайт-визитку…». Это всё равно что прийти в строительную компанию и спросить: «Сколько стоит построить дом?». Сразу возникают вопросы: Какая площадь? Сколько этажей? Тип дома? Какие материалы использовать? В конце концов, в какие сроки нужно построить дом?

Сайт - Дом

Проблема в том, что руководители фирм хотят сделать сайт, ещё не решив, зачем он им нужен, для каких целей. С этого и нужно начинать.

Цели могут быть разными. Почти в каждом случае это — поиск новых клиентов. Для достижения этой цели на сайте должны быть, как минимум: разделы о компании, перечень услуг или каталог товаров, контакты, форма заявки. Но сайт без посетителей, как магазин без покупателей. С самого начала надо задуматься над выделением бюджета на привлечение посетителей на сайт. Но не простых посетителей, а целевых, т. е. таких, которые с большей вероятностью станут клиентами. О способах привлечения целевой аудитории на сайт и где её брать я напишу в другой раз.

Итак, фирма решила зачем ей сайт и даже написала список разделов, который этим целям соответствует. Что же дальше? В идеале следующим шагом должно быть написание техзадания (т. е. фактически проектирование сайта). Но проблема в том, что в компаниях (особенно небольших) нет специалистов, которые могли бы составить всестороннее техническое задание. При обращении к веб-разработчикам заказчику, как правило, предлагается заказать написание техзадания. Если вам предлагают написать его бесплатно, знайте — стоимость работ по написанию потом обязательно компенсируют в стоимости создания сайта.

Логичным шагом после это следует выбор подрядчика для создания сайта. CMS как правило заказчик не выбирает — её предлагает фирма-подрядчик и заказчик полностью доверяет выбору веб-студии. Но тут и кроется ловушка! Выбор технологической платформы для сайта решит его судьбу на многое время вперёд. Про то, какой выбор сделать, можно написать отдельную статью, что я и сделаю позже. Пока же не будем на этом подробно останавливаться.

По каким критериям отбирать подрядчика и какие варианты существуют на рынке веб-разработок — тоже тема для отдельной статьи.

Итак, выбор CMS сделан, подрядчик выбран. Какие правильные шаги делать дальше? Далее — договор подряда на создание сайта. Рекомендуем отдельно создавать договор для создания дизайна, отдельно — для вёрстки и внедрения в CMS (в т. ч. программирование), отдельно — для хостинга. Это нужно для уменьшения рисков. Обязательно пропишите чётко стоимость, объем услуг, сроки, какой продукт Вы получаете на выходе и в каком виде. Для дизайна — файл PSD с макетом, разбитым на слои и готовым к вёрстке; для вёрстки — комплект файлов html+css+js+img, работающих корректно во всех популярных браузерах, на мониторах шириной 1024+ пикселей и т. д. Как правило, веб-студия, которая дорожит своей репутацией на рынке в плане качества проектов всё это включает в техзадание как само собой разумеющееся.

Следующим логическим этапом следует создание дизайна. Каждый веб-дизайнер предложит свой подход разработки дизайна, максимально приближенного к тому, что ожидает увидеть заказчик. Я же рекомендую придерживаться следующего подхода (такой подход мы используем в Студии ONEWAY):

  1. В начале заказчик сайта заполняет бриф (анкету), где он описывает свои требования к будущему дизайну сайта. Важно тщательно и внимательно заполнить бриф, т. к. именно по нему дизайнер будет делать выводы, какие приёмы применить, где расположить меню и т. д.
  2. После этого дизайнер рисует один пробный вариант дизайна, пытаясь реализовать максимально близкий к техзаданию и брифу дизайн (с первого раза дизайн редко утверждают). Некоторые заказчики хотят увидеть сразу несколько вариантов на выбор «чтобы увидеть, как это будет выглядеть». Кажется, что это оправдано, но я не рекомендую так поступать, так как это занимает лишнее время, которое, как потом выясняется, тратится впустую. Не все веб-студии (мы в том числе) позволят бесплатно играть рабочим временем ради утехи и поисков «нужного дизайна», придётся платить за лишние попытки.
  3. Далее заказчиком пишется единый список пожеланий к макету, который реализовывается подрядчиком до утверждения.
  4. Очень важно прорисовать не только макет главной страницы сайта, но и ВСЕХ внутренних разделов, чтобы не отдавать на волю программиста их внешний вид. Часто попадаются красивые на главной, но абсолютно безобразные внутри веб-сайты, как раз из-за того, что дизайнер не прорисовывает все разделы.
  5. Далее точно так же пишется список пожеланий к внутренним разделам и реализуется до утверждения.

Благодаря такому подходу на дизайн тратится минимум времени с максимальным качеством.

Следующим к работе приступает верстальщик. Вёрстка — не такой лёгкий процесс как кажется. Разнообразие браузеров, операционных систем, ширины экрана делает процесс вёрстки весьма трудоёмким. Требуется учесть требования всех стандартов, следить, чтобы сайт всегда помещался в ширину экрана, указанный в техзадании, постоянно проверять соответствие утверждённым макетам. Далее, как правило, вёрстку так же демонстрируют заказчику, но чаще приступают сразу к внедрению в систему управления сайтом (особенно если сроки не позволяют разбазариваться на утверждение всех мелочей).

Внедрение в систему требует уже навыков программиста, знакомого с системой, на которую сайт будет ставиться. Здесь важно убедится, что подрядчик сертифицирован и имеет определённый опыт работы с данной системой. Спросите, сколько и какой сложности проектов он реализовал на данной платформе, использует он труд штатных программистов или отдаёт работы на аутсорсинг. Нельзя сказать, что программист-аутсорсер (фрилансер) хуже, чем штатный программист, главное чтобы программист был проверенным. Однако для крупных проектов аутсорсинг нежелателен, в большей степени даже для самой студии. Так, компания «1С-Битрикс» разработала программу сертификации специалистов, пройдя которую, программист считается обученным делать сайты на данной системе.

После внедрения в систему следует этап тестирования сначала силами подрядчика, а затем и заказчиком. Сайт устанавливается на «родную» хостинг-площадку, где он будет далее функционировать. Подбор хостинга — дело не менее важное. Как правило, стоит в этом деле довериться компании-разработчику сайта. Общие советы я дам как-нибудь в следующий раз в отдельной статье.

Всё, готово. Сайт отпущен в свободное плавание на просторы интернета.

Поддержка сайта, привлечение целевых посетителей, дальнейшее развитие проекта — тема не менее интересная и обширная. Но об этом в другой раз.

Алексей НеверовАлексей Неверов, директор

Читайте также

Мониторинг и поддержка 24/7
14:10, 1 Июня
У вашего сайта нет выходных и перерывов на обед. 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, каждую минуту он должен работать. Даже полчаса недоступности ресурса приносят реальные убытки и подрывают доверие к компании.

Как быть уверенным в непрерывной работоспособности сайта? У нас есть решение! Читать далее
Студии ONEWAY 11 лет!
08:55, 3 Марта
5 день недели, 3 день весны, 11 День рождения нашей Студии!

За прошедший год мы успели поработать над интересными проектами с именитыми партнёрами, пополнить нашу команду новыми талантами, занять достойные позиции в рейтингах и получить несколько престижных наград. Читать далее
8 год подряд лидируем в продажах по СЗФО
17:52, 14 Февраля
В конце января на партнёрской конференции компания "1С-Битрикс" подвела итоги 2016 года. Читать далее